За спрос денег не берут

За спрос денег не берут

На днях позвонил товарищ и рассказал, что агентство, с которым он работает, выставило ему счет за расчет проекта, по которому в итоге был заключен контракт. И спросил меня, насколько вообще это распространенная практика.

Как мне известно, на нашем рынке «за спрос денег не берут». В том смысле, что в явном виде presale бесплатен — за подготовку даже достаточно глубоко проработанной концепции и калькуляцию сметы и календарного плана-графика выполнения работ оплату обычно не берут.

Ну как не берут. Понятно, что у любого агентства затраты на presale учтены в косвенных расходах и входят, как составная часть, в цену каждого продаваемого часа специалиста. Поэтому, скорее, плату не берут явным образом. Но косвенным образом, разумеется, расходы на presale ложатся, в конечном счете, на заказчика.

Но мне понятны мотивы агентства, которые все-таки выставили счет за оценку задачи. Если вы работаете со сложными проектами, зачастую приходится детально разбираться в бизнес-процессах клиента, анализировать существующие IT-системы (а в сложных проектах таких систем может быть пара десятков), изучать существующие технические решения и проектировать общую архитектуру проекта, а потом еще и готовить подробный поэтапный план, без которого расчет сроков и стоимости невозможен. Выходит целое предпроектное обследование, а не просто presale. И такая масштабная работа наверняка должна быть оплачена клиентом.

И, тем не менее, если с заказчиком заранее не был оговорен тот факт, что предпроектное обследование необходимо будет оплатить, мне кажется, выставлять счет-сюрприз дополнительно к уже заключенному контракту — это нонсенс для нашего рынка и плохая практика, если вы нацелены на долгосрочную работу с клиентом.



  • Digital-стратегия предприятия

    Digital-стратегия предприятия

    Сегодня интернет — ключевой инструмент достижения стратегических целей любого бизнеса. Именно интернет, а не сайт. Сайт перестал быть изолированным инструментом. Модернизация сайта без трансформации всей системы коммуникации с потребителем — бесполезна. Начинать эту работу сегодня нужно с проработки комплексной digital-стратегии предприятия.

  • Методы разрешения конфликтов

    Методы разрешения конфликтов

    Не стоит бояться конфликтов. Конфликт может быть деструктивным, в результате которого отношениям наносятся ущерб, нарушаются договоренности. А может быть конструктивным, когда сторонам удается услышать и понять друг друга и разрешить ситуацию к обоюдной выгоде. И, поверьте нашему опыту, партнер, с которым вы вместе преодолели множество конструктивных конфликтов, станет вашим надежным союзником, а если повезет, может быть и настоящим другом.