На днях позвонил товарищ и рассказал, что агентство, с которым он работает, выставило ему счет за расчет проекта, по которому в итоге был заключен контракт. И спросил меня, насколько вообще это распространенная практика.
Как мне известно, на нашем рынке «за спрос денег не берут». В том смысле, что в явном виде presale бесплатен — за подготовку даже достаточно глубоко проработанной концепции и калькуляцию сметы и календарного плана-графика выполнения работ оплату обычно не берут.
Ну как не берут. Понятно, что у любого агентства затраты на presale учтены в косвенных расходах и входят, как составная часть, в цену каждого продаваемого часа специалиста. Поэтому, скорее, плату не берут явным образом. Но косвенным образом, разумеется, расходы на presale ложатся, в конечном счете, на заказчика.
Но мне понятны мотивы агентства, которые все-таки выставили счет за оценку задачи. Если вы работаете со сложными проектами, зачастую приходится детально разбираться в бизнес-процессах клиента, анализировать существующие IT-системы (а в сложных проектах таких систем может быть пара десятков), изучать существующие технические решения и проектировать общую архитектуру проекта, а потом еще и готовить подробный поэтапный план, без которого расчет сроков и стоимости невозможен. Выходит целое предпроектное обследование, а не просто presale. И такая масштабная работа наверняка должна быть оплачена клиентом.
И, тем не менее, если с заказчиком заранее не был оговорен тот факт, что предпроектное обследование необходимо будет оплатить, мне кажется, выставлять счет-сюрприз дополнительно к уже заключенному контракту — это нонсенс для нашего рынка и плохая практика, если вы нацелены на долгосрочную работу с клиентом.