Наша компания занимается созданием сайтов вот уже 20 лет. Страшно подумать — интернет в России появился в 1994, а первая наша работа появилась всего пятью годами позже — в 1999. Оглядываясь назад, приходит понимание, что назначение сайтов за прошедшие два десятилетия круто изменилось.
Сложно в это поверить, но в конце 90-х, основная коммуникация бизнеса с покупателем велась через справочник «Желтые страницы», и убедить предпринимателей создать собственную страничку в интернет было делом непростым. Тогда сайт выполнял роль шестисотого мерседеса — наличие своей страницы в сети было, скорее, экстравагантным способом выделиться (или даже выпендриться) на фоне конкурентов.
Затем наступила эра сайтов-визиток и сайтов-буклетов. Особенно актуальным это стало для компаний с большой номенклатурой позиций: создать сайт и поддерживать его в актуальном состоянии, зачастую, было дешевле, чем ежегодно выпускать печатный каталог на несколько сотен страниц тысячными тиражами.
В какой-то момент сайтов стало так много, что поисковики Яндекс и Google окончательно заменили собой старые добрые «Желтые Страницы». Началась серьезная конкуренция за трафик. Золотая пора для всех seo-шников. Сайт превратился в «шоурум» или «виртуальный офис» — точку первого контакта с потенциальным клиентом, после которого он должен был написать или позвонить в офис, где коммуникацию с ним продолжал «живой» сотрудник.
Где-то после 2012-2014 годов стало окончательно понятно, что электронная коммерция побеждает. Бизнес осознал, что сайт может быть не просто точкой контакта, но и серьезным каналом продаж. В это же время сайты начали интегрироваться с другими информационными системами предприятия — чаще всего складскими, которые передавали на сайт информацию о ценах на тот или иной товар и его наличии на складе.
Поведение пользователей тоже сильно эволюционировало. Лавина информационного мусора привела к тому, что мы стали, с одной стороны, более стремительными в своем выборе — теперь, открыв первые 5-7 ссылок поисковой выдачи, мы просматриваем сайты «по-диагонали», и для более глубокого изучения оставляем 2-3 компании, понравившиеся нам «по совокупности факторов».
С другой же стороны, мы становимся все более требовательными — нас больше не устраивают сайты, на которых не указана стоимость товара, а ситуация, когда товара, указанного на сайте, не оказалось в наличии в магазине, может привести едва ли не к обращению в Роспотребнадзор.
Для того чтобы эффективно решать задачи бизнеса, сегодня сайт должен стать органичной частью сразу многих экосистем предприятия. Он трансформируется и подстраивается под задачи пользователя и его устройства, интегрирован с внутренней CRM- и ERP-системой, использует возможности сквозной аналитики для уже почти полностью автоматической оптимизации стоимости посетителя и показателя конверсии.
Сегодня интернет — ключевой инструмент достижения стратегических целей любого бизнеса. Именно интернет, а не сайт. Сайт перестал быть изолированным инструментом. Он превратился в одно из средств коммуникации с пользователем, наряду с такими инструментами, как мобильные приложения, социальные сети, мессенджеры, агрегаторы и платформы.
Модернизация сайта без трансформации всей системы коммуникации с потребителем — бесполезна. Начинать эту работу сегодня нужно с проработки комплексной digital-стратегии предприятия.