Не Маском единым! Законы ракетостроения, которые сделают твой проект лучше

Не Маском единым! Законы ракетостроения, которые сделают твой проект лучше

Любой нормальный бизнес, а особенно технологичный, знает о ключевых принципах работы с проектами и решает, какие именно принимает для себя (а затем требует их понимания от своих сотрудников). Принципы берутся из учебников по экономике, отраслевых публикаций, статей (и даже постов) лидеров мнений. Они каноничны или сформулированы неожиданно (но удивительно «круто»). А порой просто очень «круто» систематизированы.

Законы Акина: что это (и зачем)

В телеграм-канале Самата Галимова (ex-CTO Meduza, Bookmate, RAWG, Pure) появился отличный пост на эту тему. «Офигенный список законов Акина построения космических кораблей... во многом подходит и программистам тоже. Не со всем согласен и многое трудно перевести, но внутри есть настоящие жемчужины.»

Наша компания любит разбираться с «трудными» задачами — и вообще, нам было интересно почитать и найти все жемчужины. Мы погуглили и нашли неаккуратные, с нашей точки зрения, переводы на русский. Поэтому мы запарились и сделали крутой, бережный перевод всех 44 пунктов «Законов проектирования космических аппаратов». Читайте, интерпретируйте, пользуйтесь!

Они действительно офигенные и подходят программистам, инженерам, дизайнерам и бизнес-специалистам. Дейв Акин (Dave Akin) отметил с юмором, что они были преобразованы каким-то сайтом даже в Закон о сертифицированном государственном бухгалтерском учете :)

Наша интерпретация (на базе экспертизы)

Мы предложили сотрудникам нашей компании выбрать несколько пунктов, которые они для себя отметили как самые-самые, и дать им авторскую интерпретацию на базе накопленной экспертизы. Публикуем лишь четыре комментария (чтобы не делать лонг-лонг-рид и не отвлекать ваше внимание от самих законов).

Закон 20. Плохой проект с отличной презентацией рано или поздно потерпит крах. Отличный проект с плохой презентацией потерпит крах незамедлительно.

Выстраданный нами пункт. Очень жалеем, что не увидели этих законов «в сборке» лет на 10 раньше. В нашем опыте были и конфликты с клиентом, и даже обиды на клиента. Иногда решения, которые кажутся нашим инженерам и дизайнерам очевидными и даже гениальными, а инвестиции, которые мы предлагаем клиенту внести в проект, «обязательно принесут» много денег в будущем, не откликаются в заказчике. И мы поняли, в чем проблема. Это НАШЕ неумение перейти с языка инженеров на язык бизнеса, упрямство в разговоре о проекте, а не об интересах и болях бизнеса. Мы осознали, что у бизнеса и у инженеров зачастую разные взгляды на вещи, разные интересы и задачи в проекте. Говоря на нашем языке разработчиков, мы не могли достучаться до клиента, правильно представить и аргументировать нашу идею. Сейчас мы это умеем.

Закон 29. Для получения точной окончательной оценки проекта умножьте первоначальные расчеты трудозатрат на число π (Пи) и умножьте получившуюся сумму расходов на десять (закон управления проектами фон-Тизенгаузена)

У нас действительно часто бывают ситуации, когда клиент просит оценить очень сложные проекты на этапе, когда много неопределенности и нет понятных критериев и требований. Например, один из наших крупнейших и любимых клиентов все время требует на старте проекта предоставить ему точную, окончательную, смету до рубля, но при этом с задачей сделать «лучший проект в мире» (не поясняя, каков он). Наш опыт показывает, что оценить большой проект с максимальной точностью и не промахнуться с оценкой минимум раза в три — практически невозможно. На этом мы реально теряли свои деньги. Поэтому мы стараемся не давать на самом старте точных, окончательных оценок для проектов длительностью более 3 месяцев. И, при необходимости, режем длительный проект на куски и оцениваем стоимость каждого из них.

Закон 33. Хороший план, набросанный кое-как сегодня, лучше, чем идеальный план, тщательно подготовленный на следующей неделе (закон проектного планирования Паттона)

Очень актуальный для нас подход. У каждого проекта — конечное число ресурсов, которые нужно на него потратить, чтобы получить какой-то результат. В нашем случае ресурсы — это человекочасы, то есть время специалистов, которое будет затрачено на проект. Когда у руководителя проекта нет хотя бы грубого (с большими допусками) понимания последовательности работ (плана) для достижения нужного результата, ресурсы будут гарантированно перерасходованы, а срок будет сорван в несколько раз.

Закон 41. Никогда нет времени сделать все правильно. Но на то, чтобы все переделать, каким-то образом время находится всегда.

У программистов это называется РЕФАКТОРИНГ. И это термин, который ненавидят заказчики. Когда мы создаем какой-то код (например, Корзину интернет-магазина) по одним требованиям, он реализуется, развивается и живет, например, полгода. И тут заказчику нужно внедрить систему лояльности. Мы «дописываем» Корзину. Проходя так через новые 3-4-5 функций, получаем «лоскутное одеяло». Вместо исходного правильного, красивого, быстрого кода Корзины получаем нечитабельное, медленное, плохо управляемое «решение». И здесь нам потребуется провести тот самый рефакторинг — сделать паузу в разработке и полностью переписать код Корзины так, чтобы он снова стал чистым, эффективным и быстрым, но теперь уже учитывал все требования, накопленные к настоящему моменту.

Многие заказчики торопятся и не хотят тратить время и деньги на проектирование изначально гибкой архитектуры, которая позволит развиваться и масштабироваться. Наш подход — лучше день потерять, а потом за час долететь. Конечно, этот принцип не распространяется на лендинги и быстрые стартапы. Но если у вас большой, промышленный, с большой ответственностью проект, с высокими нагрузками и деньгами, то лучше сделать предварительное грамотное проектирование, а не тратить впоследствии время и деньги на переделки, от которых уже будет некуда деваться.

Канонический свод законов Акина

Мы прокомментировали несколько законов. Теперь показываем вам все 44 пункта в нашем бережном переводе. Также делимся ссылкой на оригинальную версию Akin’s Laws of Spacecraft Design, презентацию с пояснениями и ветку комментариев с обсуждением законов (на английском).

Перевод всех законов Акина (выполнен Студией Валерия Комягина):

  1. Инженеры работают с цифрами. Исследования, не основанные на цифрах, — всего лишь мнение.

  2. На то, чтобы правильно спроектировать космический аппарат, требуется бесконечное время. Поэтому хороший подход — проектировать аппараты с учетом того, что что-то пойдет не так.

  3. Проектирование — итеративный процесс. Число итераций всегда на единицу больше уже завершенных. Это правило справедливо на протяжении всего проекта.

  4. Ваши лучшие решения неизбежно окажутся бесполезными в финальной версии проекта. Смиритесь с разочарованием.

  5. Кривая определяется тремя точками (закон Миллера).

  6. Совершенно всё состоит из прямых, если перенести это магическим маркером на логарифмический график (закон Марса).

  7. Человек, который на старте проекта больше всех хочет возглавить группу, чаще всего в наименьшей степени годится на эту роль.

  8. В природе оптимальная точка чаще всего находится в середине чего бы то ни было. Не верьте допущению о том, что оптимальная точка является вершиной.

  9. Недостаточность информации, необходимой вам для проведения исследований, не может служить оправданием для того, чтобы не приступать к ним.

  10. Когда сомневаетесь — рассчитайте грубо (estimate). Если времени нет — стройте предположения (guess). Но не забудьте сделать шаг назад и скорректировать свои гипотезы, когда появятся реальные цифры.

  11. Иногда самый быстрый способ завершить проект — выбросить все наработки и начать заново.

  12. Никогда не бывает единственно правильного решения. Вместе с тем, всегда существует множество ошибочных решений.

  13. Проектирование опирается на требования. Нет никаких оснований проектировать что-либо «чуточку лучше», чем это необходимо в соответствии с требованиями.

  14. «Лучшее» — враг «хорошего» (закон Эдисона).

  15. Возможность улучшить дизайн появляется, главным образом, на стадии интерфейсов. Эта же точка является лучшей для того, чтобы испортить его (закон Ши)

  16. У предшественников, делавших похожие исследования до вас, не было прямого подключения к источнику вековой мудрости. Поэтому нет никаких причин безоговорочно доверять их выводам в тех случаях, когда они противоречат вашим. И, конечно же, никогда не стоит выдавать результаты их работы за свои собственные.

  17. Факт того, что та или иная исследовательская работа была опубликована, не гарантирует правильность ее выводов.

  18. Прошлый опыт прекрасно подходит для проверки на реалистичность. Однако слишком много реализма может похоронить стоящие идеи.

  19. Шансы на то, что вы умнее всех остальных в вашей области деятельности, невероятно малы. Если ваши исследования утверждают, что предельная скорость аппарата будет вдвое больше скорости света, есть вероятность, что вы изобрели сверхсветовой двигатель, но, скорее всего, вы просто ошиблись в расчетах.

  20. Плохой проект с отличной презентацией рано или поздно потерпит крах. Отличный проект с плохой презентацией потерпит крах незамедлительно.

  21. Половина из того, что вы слышите в процессе обучения — чепуха. Образование — это процесс выяснения того, какая именно из половин является чепухой (закон Ларраби).

  22. Сомневаешься — записывай (требования к предоставлению документации достигают своего пика в короткие сроки после закрытия программы).

  23. Разработанный вами календарный план-график выглядит, как полнейшая фикция, ровно до того момента, как заказчик принимает решение вас уволить за срыв указанных в нем сроков.

  24. Подход «Структурированной Декомпозиции Работ» («Work Breakdown Structure») назван так потому, что Работа (Work) будет продолжать множиться, стремясь полностью Декомпозировать (Breakdown) вас до тех пор, пока вы не заставите себя Структурировать (Structure) её.

  25. После проваленных испытаний всегда можно сделать повторные расчеты, которые покажут, что шансов на успех не было с самого начала (закон Боудена).

  26. Не делай фигни (закон Монтемерло).

  27. План-график движется строго в одном направлении (закон Варси).

  28. Бесплатных обедов не существует (закон Рейнджера).

  29. Для получения точной окончательной оценки проекта умножьте первоначальные расчеты трудозатрат на число π (Пи) и умножьте получившуюся сумму расходов на десять (закон управления проектами фон-Тизенгаузена).

  30. Если вы хотите внести максимальный вклад при создании новой инженерной системы, научитесь рисовать. Результат работы инженеров над новым аппаратом всегда напоминает концептуальный эскиз художника (закон инженерного дизайна Тизенгаузена).

  31. Вы не сможете добраться до Луны, забираясь последовательно на всё более высокие деревья (закон эволюционной разработки Мо).

  32. По-настоящему важных посетителей никогда не бывает рядом в момент, когда оборудование работает идеально (закон демонстрации Аткина).

  33. Хороший план, набросанный кое-как сегодня, лучше, чем идеальный план, тщательно подготовленный на следующей неделе (закон проектного планирования Паттона).

  34. Делай, что можешь, на том месте, где ты сейчас, обладая тем, что у тебя есть (закон планирования задач Рузвельта).

  35. Проектировщик знает, что он достиг совершенства не в момент, когда нечего добавить, а в момент, когда не осталось ничего, от чего можно было бы избавиться (закон проектирования Сент-Экзюпери).

  36. Даже самый заурядный инженер может разработать нечто элегантное. Хороший инженер проектирует работоспособное. Великий инженер — эффективное.

  37. Один из секретов достижения успеха в деле заключается в определении четких границ его провала (закон Хеншоу).

  38. Увеличение мощности ведет к увеличению требований независимо от того, что написано в учебниках системной инженерии.

  39. Любая исследовательская программа, включающая (заодно) новый запуск космического аппарата, де-факто является программой запуска космического аппарата.

    (альтернативная формулировка):

    Существуют три правила соблюдения плана-графика космической программы:

    а) никаких новых запусков.
    б) никаких новых запусков.
    в) что бы вы ни делали, не разрабатывайте новых запусков космических аппаратов.

  40. Вы не сможете улучшить что-то до тех пор, пока не заставите это работать (закон Макбрайна).

  41. Никогда нет времени сделать все правильно. Но на то, чтобы все переделать, каким-то образом время находится всегда.

  42. Если это не летная программа, на нее нет средств.
    Если это летная программа, на нее нет времени.

  43. Вы на самом деле начинаете в чем-то разбираться, сталкиваясь с этим в третий раз (или сразу же, как вы обучили этому кого-то другого).

  44. Космическая индустрия — это совершенно незабываемый опыт. Если вы облажались с инжинирингом, люди погибнут (и здесь не может быть разделения ответственности по принципу того, что бОльшая часть исследований не содержала ошибок).

Послесловие (послание Дейва Акина)

Законы в оригинале опубликованы на сайте Лаборатории космических систем Департамента аэрокосмической техники Мэрилендского университета США.

Их автор, Дейв Акин, занимается проектированием и разработкой космических аппаратов и космических систем на протяжении всей своей карьеры и записал моменты мудрости, которые почерпнул за это время, опираясь на опыт других, но в основном учась на собственных ошибках. «Это лучшее, что можно выжать из моего опыта», — отмечает Дейв.

Автор также открыт к предложениям по расширению провозглашенного им «канонического набора законов Акина».

Какие бы вы добавили? Согласны с нашей интерпретацией?



  • Digital-стратегия предприятия

    Digital-стратегия предприятия

    Сегодня интернет — ключевой инструмент достижения стратегических целей любого бизнеса. Именно интернет, а не сайт. Сайт перестал быть изолированным инструментом. Модернизация сайта без трансформации всей системы коммуникации с потребителем — бесполезна. Начинать эту работу сегодня нужно с проработки комплексной digital-стратегии предприятия.