Разработка MVP: сравниваем in-house команду и агентство
26 июля 2023
Хотите создать пилот и проверить идею на рынке? Выбираете между наймом программистов в штат и командой на аутсорсинг? В этой статье честно опишем плюсы и минусы каждого из вариантов, рассчитаем стоимость MVP и поделимся опытом!
Помимо заказной разработки, мы — SVK. Digital — работаем как венчурная студия и занимаемся со-инвестированием в стартапы, предоставляя ресурсы разработки, маркетинга, юридическую поддержку и техническую экспертизу. Сегодня в нашем портфеле игровая платформа PARTYstation и парольный менеджер BearPass, на который недавно получили грант Фонда содействия инновациям. Поэтому уверены, что наш опыт будет полезен.
Мы участвовали, как в очень успешных историях, так и делали технически прекрасный продукт для бизнеса, который в итоге терпел неудачу. Но на рынке стартапов это нормально, по статистике только 1 из 10 проектов становится успешным.
Итак, на стадии MVP важно получить работающий продукт, быстро проверить гипотезу востребованности проекта и потратить как можно меньше денег. На эти 3 критерия и будем опираться при оценке способов реализации продукта.
Давайте посмотрим, кому подходит каждый из вариантов.
Собственная команда в штат
Для программиста мидл уровня заработная плата колеблется от 130к до 180к. Возьмем усредненно 150к. Чтобы учесть налоги, аренду, обустройство рабочего места и издержки на содержание, можно смело умножать зарплату сотрудника на 1,5. Минимальный состав проектной команды 3 человека: фулстек программист, дизайнер и руководитель проекта, а полноценная команда это 5-7 человек.
Давайте рассчитаем минимальную стоимость содержания команды из 3 чел в месяц: 150к *3 *1,5 = 700к. А если наймете 5 человек, то это уже получается больше миллиона рублей, а именно 1125к. И это в месяц!
Возможно, у вас в штате уже есть такая команда и вы в курсе цифр, что мы привели выше. Тогда, чтобы было выполнено два из трех условий разработки MVP (продукт создан и как можно быстрее), нужно выделить специалистов, полностью освободив от текущих задач на 3-4 месяца, так как это среднее время создания MVP. Получается, что стоимость первой версии продукта обойдется от 2,1 млн рублей до 4,5 млн рублей.
Если сотрудники заняты или у вас их нет, то нужно время, чтобы этих людей найти и нанять. Опытному HR нужно как минимум 1,5 месяца на поиск одного человека. Еще месяц-полтора этим людям нужно, чтобы сработаться. То есть к 3-4 месяцам разработки продукта добавляем еще 3-4 месяца на подбор команды. Итого получается, если собирать команду самому и у вас нет опыта в продуктовой разработке, вы потратите 6-7 месяцев. Кроме того, нужно выделить руководителя этого подразделения, который поставит процессы, организует планирование и контроль. То есть полгода работы на создание MVP вам обойдется от 4,2 млн рублей до 5.
А если ваш продукт после релиза не будет иметь спроса на рынке? Статистику по стартапам приводили выше. Да даже внутренний продукт на предприятии, например, ERP-система может оказаться ненужной сотрудникам. Что в таком случае делать с командой в штате? Уволить людей быстро не получится. Не позднее чем за 2 месяца нужно будет предупредить о сокращении, а потом еще выплатить компенсацию в размере 3-х окладов. То есть в сумме нужно будет оплатить еще 5 месяцев после того как вы поняли, что проект не будет успешен. Для команды из трех человек — это 3,5 млн рублей.
В нашей практике был интересный проект: TastyClub пытались сделать единую систему лояльности для кафе и ресторанов в Нидерландах. Идея классно работала «на бумаге», но на деле проект «не взлетел» - владельцы заведений не проявили должного интереса, проект пришлось закрыть. И если бы они собрали свой штат программистов, им бы эта проверка гипотезы стоила очень дорого, так как в Европе еще сложнее увольнять людей чем в России.
Иначе сложилась судьба другого продукта, в создании которого нам посчастливилось участвовать. Основатели «Профтикет» пришли с идеей разработать билетную систему для театрального бизнеса.
Идея выглядела рискованной, потому что театрами в то время руководили консервативные люди, не всегда готовые к инновациям. Было непонятно, удастся ли преодолеть сопротивления и убедить в перспективности нового для того времени метода по продаже билетов: не через театральные кассы, а через интернет.
Мы помогли разработать MVP платформы и стало быстро понятно, что продукт пользуется большим спросом. Первое время у компании было недостаточно прибыли для содержания собственного штата, поэтому они развивали проект с помощью нашей команды. Но сейчас, когда «Профтикет» один из лидеров билетного рынка и у проекта собственный штат разработчиков, они обращаются к нам только для реализации специфических задач.
Подведем выводы по собственной команде: плюс этого варианта в том, что вы получаете программистов, которые занимаются только вашим проектом. Эти люди полностью вам подконтрольны, и вы не зависите ни от каких внешних команд. Это именно те критерии, которые важны на третьем этапе жизненного цикла стартапа — «Развитие», когда вы уже уверены в востребованности продукта и занимаетесь его доработкой. Но никак не на этапе проверки гипотезы и разработки MVP.
Аутсорсинг IT-компании
Если человек не прочел нашу статью и обратился за расчетом стартапа в студию, то скорее всего он будет шокирован ценой. Она будет в диапазоне 1,5 - 5 млн рублей в зависимости от сложности продукта. Напомним, что с командой в штате стоимость MVP будет от 2,1 млн рублей до 4,5 млн, а при поиске и найме людей в штат - от 4,2 млн рублей до 5 млн.
После запуска пилота, для развития проекта, нужно будет продолжать оплачивать 100% времени собственной команды, в то время как у агентства вы сможете выкупать 25% времени программистов. Так ежемесячная поддержка будет обходиться в 170к, а не в 700к, как с собственным штатом.
Преимущество агентства перед наймом сотрудников в штат — это быстрый старт и самые короткие сроки создания MVP. Это достигается благодаря команде из сильнейших, уже сыгранных друг с другом экспертов. Можно начать работу над проектом если не с завтрашнего дня, то в течение 10-14 дней.
Например, одному из наших клиентов нужно было разработать MVP к крупнейшей выставке, где решалось, получат они инвестиции или нет. Речь идет о популярной в Европе системе бронирования авиабилетов — Teleport. Но тогда, в 2017 году, они пришли к нам просто с идеей и очень сжатыми сроками. За 6 месяцев мы создали для них работающий продукт. Они успешно защитились, получили инвестиции, наняли собственную команду в штат и сейчас это компания с многомиллионной выручкой. Но не получи они тогда инвестиции, нужно было бы быстро минимизировать расходы и со штатной командой это сделать сложно.
Выбирая агентство, советуем смотреть на опыт в разработке MVP и желательно в вашей отрасли. Так вы сможете быть уверены, они уже совершили все возможные ошибки, заработали опыт и на вашем проекте не будут терять время на неэффективные решения. Вы получите не только IT-продукт высокого качества, но и консалтинг: опытного партнера, который ответит на ваши сопутствующие вопросы по продвижению, получению инвестиций, юридической стороны и тд.
С хорошей IT компанией у вас будет преимущество собственного штата — специалистов выделят только под ваш проект, и они не будут отвлекаться на другие задачи. Вы гарантировано получите качественный дизайн и продукт без багов.
Минус работы с любым агентством — это то, что вы их не контролируете как штатных сотрудников. Команда не зависима от вас, а вот вы от нее — да, и есть риски, что они могут по каким-то причинам отказаться от работы над проектом.
Важно понимать, плюсы IT-компании, которые описаны выше, вы получите, выбрав надежную компанию с именем и хорошей репутацией. Обратившись же к подрядчику подешевле, есть вероятность получить негативный опыт и отрицательный результат по всем трем аспектам: качество, скорость и даже стоимость MVP, так как, возможно, проект придется переделывать.
Выводы
Если вы уверены, что проект будет востребован, хотите максимальной безопасности и независимости, если много денег, есть время и вы готовы управлять программистами — нанимайте людей в штат.
Если не уверены, что продукт выстрелит, ограничены по срокам, недостаточно экспертизы в запуске проектов и управлении программистами — не рискуйте, передавайте на аутсорс, нанимая агентство.
В этой статье мы делимся своим мнением о том, какие именно технологии станут (или даже уже стали) трендовыми в спортивной индустрии в текущем году. Надеемся, что статья будет полезной для профессиональных спортивных менеджеров, а для обычного читателя станет, как минимум, познавательной.