Две недели назад я начал описывать процесс подбора подрядчика для создания сайта. Несмотря на все многообразие компаний, занимающихся веб-разработкой, заказчику этот выбор обычно дается довольно трудно. Цены, подход к процессу, качество — все это сильно зависит от каждой конкретной компании. Сегодня я хотел бы продолжить и дать еще несколько рекомендаций, которые, на мой взгляд, смогут помочь вам определиться. Итак...
6. Составьте окончательный список участников тендера
К проведению тендера почти все готово. Однако бесполезно сравнивать теплое с мягким. Поэтому важно убедиться в том, что получившаяся выборка более или менее однородна и провести окончательное отсеивание.Свяжитесь с компаниями из вашего списка
Вы можете написать письмо или сделать звонок. На этом этапе вам пригодится документ, описывающий цели вашего проекта. Представьтесь, расскажите о вашем проекте и попросите дать его предварительную оценку. Если вы решили написать, а не позвонить, пишите с корпоративного ящика электронной почты, обязательно назовите компанию, интересы которой представляете, и оставьте городской контактный номер телефона. Некоторые разработчики, опасаясь конкурентной разведки, не отвечают на запросы о цене, поступающие с бесплатных почтовых ящиков. Одни компании попросят время на подготовку расчета. Предоставьте им такое время, но ограничьте его двумя-тремя днями. Другие скажут, что оценить проект без встречи и предварительного исследования невозможно. В этом случае попросите назвать среднюю стоимость проектов, выполняемых компанией. Объясните, что вы не хотите впустую тратить ни собственное, ни чужое время, и намерены убедиться в соответствии ваших финансовых возможностей запросам исполнителя. Уже на этом этапе число потенциальных участников может заметно уменьшиться. Услуги одних компаний окажутся слишком дороги. Вторые и вовсе могут не ответить на ваше письмо. Третьи сообщат, что в настоящий момент не принимают заказы в связи с выполнением большого проекта. В этом случае список следует пополнить. Для полноценного конкурса вам по-прежнему требуется от трех до пяти претендентов.Обзвоните клиентов выбранных компаний
Следующим шагом станет получение отзывов от тех, кто уже работал с выбранными вами разработчиками. Позвоните по телефонам, указанным на тех сайтах из портфолио исполнителей, которые вам особенно понравились. Лучше в те компании, которые похожи на вашу собственную. Здесь нужно действовать так же, как действует хороший кадровик, проверяющий потенциального кандидата на вакансию. Необходимо разыскать человека, отвечающего за сайт, и расспросить о том, действительно ли выбранная вами компания-разработчик выполняла проект, а также о том, как проходил рабочий процесс. Постарайтесь задавать открытые вопросы, которые предполагают развернутый ответ вместо простого «да» или «нет». Вместо «Понравилось ли вам работать со Студией?» спросите «Что вам понравилось в работе этой Студии?». Не забудьте спросить о том, уложилась ли компания в согласованные сроки и смету проекта. На этом этапе вы снова можете потерять нескольких своих конкурсантов. Но, если вы внимательно читали, то уже знаете, что с этим делать.7. Проведите встречу с каждым из кандидатов
Финишная прямая. Осталось встретиться с представителями каждой из компаний-участниц и обсудить возможное сотрудничество.Не назначайте больше двух встреч на один день
Во-первых, каждая из встреч займет около 1-2 часов. Важно помнить, что продуктивных часов в сутках всего 5-6. Это означает, что две встречи займут практически все ваше эффективное время. Во-вторых, у вас наверняка есть и другие обязанности, кроме проведения тендера. И наконец, впечатления о командах не должны перемешиваться у вас в голове. После каждой должно остаться четкое «послевкусие», которое в конечном счете окажет влияние на ваш выбор.Подробно расскажите о своем бизнесе и предстоящем проекте
Опытным командам это поможет подготовить более качественное предложение. Не скрывайте ничего. Будьте искренни. Если у проекта есть особые нюансы (синхронизация с 1С; сайт должен работать не только на компьютерах, но и на мобильных устройствах; для вас крайне важна версия сайта на китайском языке и так далее), не забудьте о них упомянуть. Внимательный читатель может меня упрекнуть: «А как же предварительно подготовленный для встречи бриф?» Моя позиция здесь отличается от позиции руководителей проектов. Да, с одной стороны, хорошо составленный бриф поможет вам сэкономить время. Хотя бы потому, что вам не придется пересказывать одну и ту же историю для каждой из команд. С другой стороны, умение провести качественное предпроектное исследование — это то, что отличает хорошую команду от посредственной. Опытный руководитель проекта будет благодарен вам за проделанную работу по подготовке брифа, но наверняка захочет убедиться в том, что цели и задачи проекта сформулированы верно. Скорее всего он отложит бриф в сторону и начнет подробно расспрашивать вас о вашем предприятии и требованиях к предстоящему проекту.Попросите рассказать о технологическом процессе каждой из команд
Вы сможете не только лучше понять, как каждая из команд собирается с вами работать, но и узнаете о том, какую методологию она будет использовать. Некоторые компании готовят прототипы всех ключевых страниц сайта, а другие — нет. Одни разрабатывают несколько вариантов дизайна параллельно, другие — последовательно, а третьи и вовсе делают единственно правильный, с их точки зрения, вариант. В нашей индустрии пока нет единых стандартов. Узнав о том, как работает каждая из компаний, вам станет понятнее, кто из них вам ближе.Спросите о том, что входит в стоимость
Вопрос сродни предыдущему. Он позволит понять, что именно вы получите в рамках своего бюджета. Будет ли сайт наполнен «под ключ» или будет произведено только «стартовое» наполнение, а чистовым наполнением вам придется заняться самостоятельно? Лицензионная система CMS — отлично! Включена ли стоимость лицензии в общую стоимость проекта? Проектная документация? Руководство пользователя? Слагаемых может быть много. Узнайте, фиксирован ли бюджет. Сейчас на рынке наиболее распространены следующие схемы:- Фиксация бюджета во время заключения договора. В этом случае подрядчик будет изо всех сил стараться поместиться в бюджет, отсекая все возможные дополнения и замечания. При такой схеме важно обо всем договориться «на берегу» и ничего не забыть. Нужно признать, что это практически недостижимо — что-нибудь обязательно забудется. Закон Мерфи.
- Фиксация бюджета после подписания прототипов и технического задания. Здесь у вас будет время на то, чтобы сформулировать окончательные требования к проекту. Но и разница с предварительной оценкой может быть ощутимой. Все будет зависеть от того, насколько возросли ваши требования по мере составления ТЗ.
- ФФФ (fixed time & budget, flex scope) — схема, получающая сейчас все большее распространение. Вы договариваетесь с исполнителем о ключевых требованиях к проекту, которые должны быть выполнены к определенному сроку и в рамках фиксированного бюджета. Исполнитель может жертвовать второстепенными функциями для того, чтобы уложиться в жесткие рамки времени и денег. После выпуска такой «итерации» идет обсуждение следующего «стека» требований, сроков и бюджета. Многие команды даже перешли на схему «понедельного» найма, когда обсуждается план лишь на ближайшую неделю, зато стоимость недели зафиксирована.