186 лет назад в стране открылась первая железная дорога и уже через 7 лет появилась клиника для мед помощи жд строителям. Сейчас «РЖД-Медицина» - это уже 394 клиники по всей России!
РЖД создал благотворительный фонд «Почет» для заботы о своих ветеранах - вышедших на пенсию сотрудниках и членах их семей. В профсоюзе состоят уже более 600 тыс пенсионеров и цель РЖД - увеличить продолжительность их жизни и улучшить ее качество. Для этого фонд финансирует весь необходимый мед уход ветеранов.
Без цифровизации проследить за судьбой такого количества людей невозможно. Фонд беспокоила разрозненность информации, отсутствие контроля процедур на дому для малоподвижных пенсионеров и сложность в отслеживании расходов. Поэтому «РЖД-Медицина» обратилась к нам для разработки медицинской информационной системы (МИС).
Задачи проекта
- Разработать единую систему учета: какому ветерану, какая услуга была оказана и какой клиникой.
- Создать функционал для контроля целевого расходования денег.
- Сделать так, чтобы врачи и страховые менеджеры использовали МИС без сопротивления. Создать понятный интерфейс и инструкции к нему.
Решение
Мы сформировали выделенную рабочую группу из 7 специалистов в области разработки, дизайна, аналитики, тестирования и управления проектами.
Проведя серию глубинных интервью с заказчиком, наши аналитики разобрались в процессах клиник и специфике медицинских услуг. Работу мы начали с определения проблем бизнеса и составления карты задач и решений, в которой описали основные блоки МИС и результаты, которые получит фонд.
Сложность заключалась в том, что при проектировании нужно было учесть, что пользоваться системой будут три разные группы специалистов: «Администратор», «Врач» и «Сотрудник страховой компании». Поэтому следующим шагом мы описали их портреты, боли и выгоды.
Учитывая задачи каждой роли и взаимодействие друг с другом, составили путь каждого пользователя в системе.
Так родилась структура МИС, которая решает задачи РЖД и удобна для работы врачей, страховых менеджеров и администраторов.
Описав требования к каждому экрану, в работу вступили дизайнеры, которые создали в итоге 25 мокапов страниц.
Для разработки мы выбрали современный стек технологий, так как система должна работать быстро, выдерживать данные тысяч пациентов и легко масштабироваться в будущем. Бэкенд построен на PHP-фреймворке Laravel, данные хранятся в БД PostgreSQL. Клиентская часть (интерфейс) построена на Vue.js. Всё на самых свежих и безопасных версиях.
Давайте посмотрим, что мы в итоге создали и как МИС решает задачи РЖД.
Единая система учета
Более 600 тыс пенсионеров, 17 тыс мед услуг и более 3 тыс организаций, оказывающих эти услуги. Всю эту огромную базу нам нужно было привести в порядок и связать между собой.
Мы создали функционал, который необходим, чтобы РЖД смогли проследить судьбу каждого своего бывшего сотрудника. А именно: какому ветерану какая программа лечения назначена, почему именно такие процедуры, в каких клиниках он лечится, как часто оказываются мед услуги, когда началось лечение и когда закончится.
Для каждого ветерана мы создали детальную карточку с персональными данными, информацией о состоянии здоровья, образе жизни, членах семьи, категорией (зависим от посторонней помощи или нет) и т.д.
На странице «Аналитика» можно в виде дашборда увидеть статистику по ветеранам: по полу, возрасту, группе инвалидности и категории. Учет позволяет понять, какие группы пенсионеров преобладают и создать для них дополнительные программы.
Каждая клиника также имеет свою карточку. Для них мы настроили автоматическое заполнение реквизитов по ИНН, чтобы не тратить время на ручной ввод информации.
По клиникам и областям можно так же сформировать статистику. Она нужна, чтобы понимать загруженность клиник и вовремя принять решение о перераспределении средств.
Загрузили единый перечень услуг, разбили его на удобные категории: мануальная терапия, неврология и тд. Каждой услуге присвоили свой код для быстрого поиска. Именно из перечня услуг формируется программа лечения, о которой поговорим дальше.
Функционал для контроля целевого расходования денег
Наша цель была организовать контроль за исполнением медицинских программ и создать инструмент для выборочной проверки клиник. Для этого мы создали страницу с программой лечения. На ней видно график процедур конкретного ветерана, частоту оказания услуг и те процедуры, которые фактически были выполнены. Они отмечаются галочкой.
Легкость работы в МИС для сотрудников клиник
Согласно составленным портретам, пользователями системы будут в основном женщины 30-55 лет, которые с компьютером на «Вы». Мы понимаем, что работа врачей – это лечить людей, а не заполнять формуляры. Поэтому мы создали удобный интерфейс, который не перегружен графикой, с интуитивно-понятным меню и простой навигацией. Чтобы врачам было проще начать работать в новой системе, мы провели онбординг с объяснением функционала системы.
Для тех, у кого остались вопросы или для новых сотрудников клиник, мы создали раздел «Помощь». В нем есть детальные видео и текстовые инструкции с объяснением, как выполнить то или иное действие.
Результаты
Мы оцифровали процессы клиник и сформировали единую базу ветеранов. Настроен прозрачный учет услуг и можно проследить за судьбой выделенных средств.
Медицинская информационная система внедрена уже в сотни клиник и благодаря простому функционалу и инструкциям, ею успешно пользуются врачи, администраторы и страховые менеджеры.