«Локомотив-Кубань» — профессиональный баскетбольный клуб из Краснодара, серебряный призер Единой лиги ВТБ сезона 2022/23 и один из самых посещаемых российских баскетбольных клубов с ареной на 7500 мест.
Для взаимодействия с болельщиками, продажи билетов и атрибутики «Локобаскет» использовал сайт на WordPress в интеграции с билетной системой Qtickets и интернет-магазин на Tilda.
Для дальнейшего роста клубу нужна была автоматизация и создание единой IT-инфраструктуры. Именно с таким запросом обратились представители «Локобаскет».
Решение
Так как полная цифровизация клуба может занять до 1,5-2 лет, мы c представителями «Локобаскет» решили разбить ее на этапы.
Провели интервью с заказчиком, определили бизнес-цели и трудности. Первая проблема, которую увидели, — это клуб не понимал, кто его болельщики и какой у них путь покупки билета или атрибутики. Поэтому были сложности с доп. продажей услуг и точечным маркетингом.
Чтобы получить наибольшую отдачу от инвестиций в цифровизацию, мы рекомендовали начать с разработки личного кабинета болельщика и CDP-системы (Customer Data Platform). Это платформа клиентских данных, ее еще называют CRM-системой для спорта.
Она собирает и анализирует информацию о каждом болельщике, его покупках и историю взаимодействия с клубом. Маркетологи используют эти данные для анализа и более точного маркетинга. Это позволяет увеличить выручку клуба, повысить лояльность болельщиков и снизить затраты на привлечение и удержание новых.
CDP-система не может существовать без личного кабинета болельщика, где пользователи будут вводить свои данные и покупать билеты. Поэтому личный кабинет стал первой задачей в проекте. Про него мы рассказали в кейсе — «Личный кабинет болельщика для Локомотив-Кубань». В этом кейсе речь пойдет про второй этап — разработку CDP-системы.
Задачи проекта
- Разработать CDP-систему для анализа продаж атрибутики, билетов и данных покупателей.
- Система должна выдерживать обработку данных сотен тысяч болельщиков.
- Должна быть возможность фильтрации и выгрузки отсортированных данных.
- Необходим аналитический функционал в виде наглядных таблиц, графиков и диаграмм.
Аналитика и проектирование
Провели серию глубинных интервью с заказчиком, чтобы определить и зафиксировать требования к возможностям личного кабинета.При проектировании сразу закладывали архитектуру, которая выдержит сотни тысяч болельщиков, сохранит данные покупателей даже в случае сбоев, даст быструю загрузку страниц и позволит постепенно наращивать функционал без переделывания проекта.
Для этого использовали широкую пропускную способность сети, методы балансировки нагрузки, кеширование, резервное копирование и систему мониторинга производительности сервера.
Для разработки выбрали PHP-фреймворк Laravel на бэкенд и Vue.js с Nuxt.js на фронтенд. Это одно из лучших сочетаний для создания надежного веб-приложения.
CDP-система
При разработке дизайна CDP-системы уже не ориентировались на стиль клуба, как это было при создании личного кабинета болельщика. Предполагалось, что менеджеры и маркетологи будут ежедневно использовать графики и таблицы для анализа данных, поэтому интерфейс CDP-системы должен быть более лаконичным.
В CDP-системе столкнулись с огромным количеством данных, более 500 полей, которые надо было представить в виде удобных таблиц и графиков.
Система состоит из следующих разделов:
-
Пользователи
-
Заказы
-
Продажи
-
Управление
-
Регионы
-
Форма обратной связи
Пользователи
Менеджер может отфильтровать пользователей по одному критерию или их сочетанию. Это может быть дата регистрации, возраст, семейное положение, количество купленных билетов или сумма покупок в интернет-магазине.
Затем может выгрузить данные и использовать их в маркетинговых целях. Например, скачать пользователей с детьми и в email-рассылке рассказать о скидках на билеты для детей, или о школьной лиге, или о проекте «Локостарт» для детей.
Если в будущем менеджеры захотят добавить новые фильтры в систему, они смогут сделать это безболезненно. Так как мы сделали дизайн гибким и вынесли фильтры в отдельное окно.
Заказы
На этой странице менеджер может посмотреть заказы в интернет-магазине «Локобаскет» благодаря интеграции с МойСклад, а также данные о покупках билетов благодаря интеграции с билетной системой Qtickets.
Здесь также можно отфильтровать покупателей по какому-то параметру и выгрузить их контакты для дальнейших продаж. Например, тем, кто часто покупает билеты, предложить выгодный сезонный абонемент или тем, кто уже является покупателем атрибутики, предложить новинки магазина.
Продажи
Этот блок содержит аналитический функционал в виде наглядных таблиц, графиков и диаграмм. На эти данные будет опираться менеджмент для принятия решений, которые должны увеличить прибыль клуба.
Для загрузки данных мы должны выбрать период, за который показывать продажи клуба, и тип группировки данных: по месяцу, по дням или неделям.
Первая таблица помогает клубу понять, в какое время и день недели удобнее болельщикам посещать матчи, а значит и больше покупать билетов: в будние дни или в выходные, днем или вечером.
Небольшие таблицы ниже помогают наглядно увидеть выручку за выбранный период и средний чек. А также понять, какая аудитория больше совершает покупок: семейные или холостые, с детьми или без. Эта информация нужна, чтобы понимать, на какую аудиторию делать ставку в рекламных кампаниях.
Далее менеджер может сравнить продажи из разных источников. Напомним, что сейчас клуб продает билеты через билетную систему Qtickets, а данные по продаже мерча подтягиваются из системы МойСклад.
Гистограмму мы настроили гибкой. На одном графике можно увидеть как общую сумму продаж за выбранный период, так и количество проданных билетов, абонементов или мерча.
Гистограмма тесно связана с диаграммой. На ней мы видим уже не количество, а суммы продаж абонементов, мерча и билетов.
Регионы
Этот раздел нужен, чтобы клуб понимал, с каких областей и городов болельщики приезжают на матчи и покупают атрибутику, помимо Краснодара. Зная географию своих болельщиков, «Локобаскет» сможет направить маркетинговые активности именно туда.
Обратная связь
Так как в личном кабинете мы заложили возможность задать вопрос или написать о своей проблеме, то раздел, где можно ответить на обращения, необходим.
Гистограмма тесно связана с диаграммой. На ней мы видим уже не количество, а суммы продаж абонементов, мерча и билето
Если пользователь поставил чек-бокс «отправить на почту», то ответ дублируется на почту, помимо отправки в личный кабинет. Система автоматически распознает куда нужно отправить ответ, в зависимости от выбора пользователя при отправке обращения.
Результаты
Первый шаг в цифровизации «Локобаскет» сделан! За полгода мы успешно запустили личный кабинет болельщика и CDP-систему. Проект перешел в стадию развития и роста.
CDP-система активно используется менеджерами клуба. Теперь они точно знают, кто именно их болельщики, какой они путь проходят до покупки и как увеличить прибыль.
Подробнее о том, как мы создали личный кабинет болельщика для «Локомотив-Кубань» читайте в кейсе