За прошедшие полтора десятилетия мы успели стать одним из ключевых игроков на рынке спортивного digital-маркетинга и поработать с большинством ведущих спортивных клубов и организаций страны. В числе наших друзей и партнеров футбольные клубы ЦСКА и Ахмат, легендарная хоккейная “Магнитка” (Магнитогорский Металлург) и не менее легендарный ХК Динамо (Москва) , Российский Футбольный Союз и даже Федерация Киберспорта России.
Дисклеймер: статья получилась довольно большой и я вынужден извиниться за активное использование видео — многие технологии проще один раз показать, чем пытаться сто раз объяснить.
Видеоаналитика и компьютерное зрение
Нейросети (sic) и ИИ
NFT и блокчейн
AR и VR
Big Data
Гиперперсонализация
Цифровизация стадионов
Порядок присутствия в нашем “чарте” значения не имеет — каждая из перечисленных технологий важна и, по нашему мнению, окажет существенное влияние на развитие спортивной индустрии в перспективе ближайших лет.
Видеоаналитика и компьютерное зрения в спорте
Видеоаналитика не является чем-то новым для спортивной индустрии. Так или иначе, анализ видео использовали с середины 50-х годов, но сегодня развитие технологий привело к качественному прорыву в этой области.
Главным образом, системы видеоаналитики и компьютерного зрения в спорт.индустрии используются для решения следующих задач:
Личные и командные статистические показатели
«Сейчас в мире все идет к тому, что видеоаналитика становится доминирующим способом сбора данных. Технологии впервые позволяют собирать с камер данные с достаточно высокой точностью и скоростью, чтобы решать задачи, которые раньше решались иначе. Например, для сбора физических данных (скорость бега) фитнес-трекеры уже по сути не нужны, с этим справляется алгоритм. Трекерам остается снимать физиологические данные вроде пульса.
Что касается российского рынка, после ухода InStat все довольно печально.»
Интересно, что лидером статистического софта в России был российский же продукт Instat с очень красивой историей типичного бутстрап-стартапа, созданного технарями и фанатами аналитики из Чебоксар и проданного мировому гиганту спортивной аналитики Hudl.
Судейство
“Человеческие ошибки” в спортивном судействе могут драматически изменить ход истории. Все помнят историю “руки бога” — судейская ошибка, благодаря которой сборная Аргентины обыграла в четвертьфинала чемпионата мира по футболу сборную Англии.
Возможно, этот инцидент заставил именно английского инженера Sony Пола Хокинга (Paul Hawking) начать работу над системой компьютерного зрения, которая впоследствии получит говорящее название Hawk Eye (Соколиный глаз).
Опробованная впервые в крикете в 2000 году, система представляла собой сложный программно-аппаратный комплекс из шести (иногда — семи) камер, способных отслеживать мяч и поле под различными углами и программным обеспечением, алгоритмы которой позволяли анализировать и достраивать траекторию полета мяча.
После крикета, система начала использоваться и в других видах спорта. С 2006 года система активно применяется в главном теннисном турнире — Кубке Дейвиса; в сезоне 13/14 система начала использоваться в английской футбольной Премьер-Лиге, а в сезоне 15/16 появилась и в немецкой Бундеслиге.
Тренировочный процесс
Если дополнить такую систему носимыми датчиками, возможно измерять практически все, необходимые для последующего анализа показатели.
Заметным игроком на этом рынке является проект BigBro AI с российскими корнями. С помощью специального оборудования тренировочных полей и программного обеспечения, система кропотливо собирает показатели личной статистики и позволяет впоследствии не только анализировать их динамику, но и проводить сравнительный анализ с другими игроками. Как это работает, можно увидеть на видео.
Проект цифровых медицинских киосков Connexion & Fusionetics с 2017-го года используется в баскетбольных командах NBA для снижения числа спортивных травм, получаемых спортсменами в ходе тренировочного процесса.
Наконец, еще одним применением систем компьютерного зрения, являются системы с использованием технологии распознавания узлов человеческого тела (скелетона) — HPE (Human Pose Estimation).
Эти системы используются не только для замены “персонального тренера”, отслеживающего в фитнес-центрах правильность выполнения спортсменом того или иного упражнения, но и в профессиональном спорте. Распознавание поз игроков и положение их частей тела помогает совершенствовать их технику и улучшать спортивные показатели.
Нейросети и ИИ
Искусственный интеллект шагает по миру, все новостные каналы забиты невероятными успехами ChatGPT и генеративных систем ИИ, а не уметь использовать хотя бы один из этих сервисов в своей повседневной работе, кажется, скоро будет считаться профнепригодностью.
Самым очевидным способом применения нейросетей является журналистика. На фактчекинг и предварительный сбор данных для написания статей раньше приходилось тратить гораздо больше времени. Фактически, сегодня нейросети становятся новым способом “гуглить” и спортивная журналистика здесь не станет исключением.
Еще один уже не “трендовый”, а традиционный способ использования ИИ в спорте — это использование сервисов генеративных изображений для генерации иллюстративного контента.
Ведение трансляций
ИИ, в свою очередь, может сильно упростить, если не упразднить работу операторов и режиссеров. Уже сегодня алгоритмы детектирования спортивного снаряда и игроков на поле вкупе со сложными эвристическими алгоритмами, позволяют выбирать наиболее удачные ракурсы для трансляций и вовремя переключать камеры.
EORA, посмотрите пример трансляции, управляемой их нейросетью Sportrecs.
Концепция предиктивности
Один из лидеров в сфере технологических инноваций, компания IBM, еще в 2017 году разработала подвариант своего ИИ Watson Sports, специально адаптированного для анализа игровых данных и прогнозирования на их основе исходов матчей.
Нейросети могут, анализируя огромные объемы данных, предсказывать и многое другое — посещаемость спортивных событий, вероятность получения игроком травмы, взлеты и падения в его спортивной форме, и многое другое.
В мир традиционного маркетинга и рекламы ИИ ворвался уже достаточно давно — алгоритмы используются для улучшения показателей конверсии, выбирая наиболее эффективный, наиболее “работающий” рекламный контент для различных групп зрителей. В этом вопросе спорт просто идет в фарватере общих трендов.
Именно с помощью этой технологии, например, был снят ролик с Бекхэмом для организации Malaria Must Die. «Озвучивали» футболиста девять выживших после этой болезни, а движения губ и мимику синхронизировали с помощью ИИ.
NFT и Blockchain
У этих технологий в спорте две большие области применения — продажа билетов и создание уникальных коллекционных предметов (collectibles).
Преимущества блокчейн-технологий в первую очередь заключается в том, что все транзакции совершенно прозрачны. Это может стать хорошим решением для одной из самых проблемных зон спортивного билетного рынка — вторичного рынка, которым заправляют спекулянты, а зачастую и откровенные мошенники. Продажа билетов, основанная на смарт-контрактах, позволит отследить всю последовательность транзакций и защитить права покупателя.
Здесь на помощь приходит технология NFT — уникальных цифровых активов (как правило, изображений), в которые можно превратить билет. Известный предприниматель, спикер, криптоинвестор и инфлюенсер Гари Вайнерчук провел в мае 2022 года конференцию VeeCon, попасть на который можно было только купив NFT-токен, исполнивший роль билета на мероприятие.
“Рынок NFT в целом по прогнозам вырастет к 2025 г. до $75 млрд с нынешних $14 млрд, то есть поднимется в пять раз, а спортивный сегмент в этом процессе видят одним из основных”, — пишут Ведомости в своей статье, посвященной использованию NFT в спорте. “Свою коллекцию в сентябре выпустила Континентальная хоккейная лига (КХЛ), Российская премьер-лига (РПЛ) продала права на NFT-продукты крупному футбольному сервису Sorare. При этом футбольный «Спартак» договорился об NFT-партнерстве отдельно, свои токены выпустили Хабиб Нурмагомедов, Александр Усик, Константин Цзю и др.” — продолжает свой рассказ издание.
AR и VR
Дополненная реальность активнее всего используется в телетрансляциях и стала уже скорее не трендом, а одним из стандартов индустрии. Именно с помощью этой технологии зрители получают знаменитую теперь уже картинку в режиме “360 градусов”, когда любой игровой момент можно рассмотреть с разных точек. Технология стала активно использоваться после того, как ее опробовали BBC для трансляции чемпионата мира.
Российский футбол тут не отставал и в том же 2019 году ФК «Краснодар» представил официальные AR-маски болельщиков для одной из популярных, но запрещенных ныне социальных сетей. Клуб опубликовал пилотный вариант AR-эффектов со своими цветами и символикой, которые можно использовать, выкладывая фото или видео в соцсети. По нашим сведениям, похожую функцию собираются ввести для своих фанатов и ряд ведущих российских хоккейных клубов.
С точки зрения VR (виртуальной реальности) — пока это скорее будущее спорта, но кажется уже очень недалекое.
В этом смысле традиционный спорт может начать тесно переплетаться с киберспортом, который для многих пока остается непонятным. Компания Virtex буквально на днях представила проект "виртуального стадиона" — нового способа смотреть матчи киберспортивных команд. Посмотреть можно на видео.
Big Data
Отчасти, мы уже затронули тему анализа больших массивов данных в разделе, посвященном нейросетям и искусственному интеллекту. Bigdata активно используется для анализа исторических данных и тестирования гипотез. В полуфинале Кубка мира по футболу 2014 Германия разгромила одних из фаворитов турнира — бразильцев со счетом 1:7. Этот результат был достигнут, не в последнюю очередь, благодаря bigdata, в результате использования которой была сделана гипотеза о том, что для победы достаточно будет увеличить скорость перепасовки в центре поля.
Если вы по какой-то причине до сих пор не посмотрели фильм Moneyball (Человек, который изменил все), основанный на реальной истории генменеджера Оклендской команды по бейсболу — обязательно посмотрите. Этот фильм считается уже хрестоматийным в спортивном менеджменте.
Гиперперсонализация
Совместное применение концепции больших данных и гиперперсонализированного подхода может используется для предупреждения травм и повышения эффективности тренировок атлетов. Анализ данных поможет, основываясь на опыте других игроков с похожими данными, выявить общие паттерны и подобрать оптимальную диету или программу тренировок для конкретного игрока.
Эти технологии сейчас активно развиваются в автоматизированных системах работы с болельщиками (FRM-системы) и заботы об игроках (Player Care Management - системах), о которых мы постараемся рассказать подробнее одной из наших следующих статей.
Цифровизация стадионов (Умные Стадионы)
Уже сейчас на многих крупных стадионах вы можете заказывать еду и напитки прямо до своего места. Формат такого заказа через приложение протестировали еще в 2018-м на стадионе Спартака «Открытие Арена». Летом и осенью 2022 года Яндекс.Еда доставляла заказы на крупные футбольные и хоккейные игры, а с 2023-го этот сервис стал доступен на 16 крупнейших стадионах в миллионниках на постоянной основе.
В те стадионы, которые проектируются и строятся сейчас, уже заложены высокотехнологичные возможности, а старые активно модернизируются. В 2023-м кажется. что будущее уже наступило — безбарьерный вход на стадион по биометрии и дроны-доставщики уже совсем не за горами. Технологически это возможно хоть уже сегодня.
Хорошо это или плохо, но стоит признать факт — технологии прочно захватывают мир и “мир спорта” не стал исключением. Несколько десятков лет назад спорт высоких достижений был невозможен без “фармы”, а сегодня такой спорт невозможен еще и без “цифры”.
Если статья была полезной или познавательной для вас — мы будем рады “лайкам” и “репостам”. Это даст нам мотивацию делиться опытом цифровизации спорта и дальше.
Если ваш продукт предоставляет услуги для бизнеса, рано или поздно появится задача создать встраиваемый виджет для сайтов клиентов. Это может быть виджет покупки билетов, прогноза погоды, курса валют, отзывов, комментариев и много чего другого.
В этой статье разберемся, как же сделать качественный виджет, который можно будет легко поддерживать и расширять.
Мы считаем, что выбор распространенной в России системы 1С-Битрикс — плохая идея для больших и нестандартных проектов. Но есть задачи, которые Битрикс решает хорошо. Я решил изложить свою позицию в одной статье.
Чаще всего нам поручают создание проектов с нестандартной логикой, стартапов, интегрированных решений и сайтов с высокой посещаемостью. Поэтому наша основная платформа для разработки — это связка из Vue.js на фронтенде и PHP-фреймворка Laravel на бэкенде. Наше «поэтому» часто оказывается неочевидным для заказчика. Значит, нужны подробные пояснения.