Как выбрать подрядчика для создания сайта? Часть 2

Две недели назад я начал описывать процесс подбора подрядчика для создания сайта. Несмотря на все многообразие компаний, занимающихся веб-разработкой, заказчику этот выбор обычно дается довольно трудно. Цены, подход к процессу, качество — все это сильно зависит от каждой конкретной компании. Сегодня я хотел бы продолжить и дать еще несколько рекомендаций, которые, на мой взгляд, смогут помочь вам определиться. Итак...

6. Составьте окончательный список участников тендера

К проведению тендера почти все готово. Однако бесполезно сравнивать теплое с мягким. Поэтому важно убедиться в том, что получившаяся выборка более или менее однородна и провести окончательное отсеивание.

Свяжитесь с компаниями из вашего списка

Вы можете написать письмо или сделать звонок. На этом этапе вам пригодится документ, описывающий цели вашего проекта. Представьтесь, расскажите о вашем проекте и попросите дать его предварительную оценку. Если вы решили написать, а не позвонить, пишите с корпоративного ящика электронной почты, обязательно назовите компанию, интересы которой представляете, и оставьте городской контактный номер телефона. Некоторые разработчики, опасаясь конкурентной разведки, не отвечают на запросы о цене, поступающие с бесплатных почтовых ящиков. Одни компании попросят время на подготовку расчета. Предоставьте им такое время, но ограничьте его двумя-тремя днями. Другие скажут, что оценить проект без встречи и предварительного исследования невозможно. В этом случае попросите назвать среднюю стоимость проектов, выполняемых компанией. Объясните, что вы не хотите впустую тратить ни собственное, ни чужое время, и намерены убедиться в соответствии ваших финансовых возможностей запросам исполнителя. Уже на этом этапе число потенциальных участников может заметно уменьшиться. Услуги одних компаний окажутся слишком дороги. Вторые и вовсе могут не ответить на ваше письмо. Третьи сообщат, что в настоящий момент не принимают заказы в связи с выполнением большого проекта. В этом случае список следует пополнить. Для полноценного конкурса вам по-прежнему требуется от трех до пяти претендентов.

Обзвоните клиентов выбранных компаний

Следующим шагом станет получение отзывов от тех, кто уже работал с выбранными вами разработчиками. Позвоните по телефонам, указанным на тех сайтах из портфолио исполнителей, которые вам особенно понравились. Лучше в те компании, которые похожи на вашу собственную. Здесь нужно действовать так же, как действует хороший кадровик, проверяющий потенциального кандидата на вакансию. Необходимо разыскать человека, отвечающего за сайт, и расспросить о том, действительно ли выбранная вами компания-разработчик выполняла проект, а также о том, как проходил рабочий процесс. Постарайтесь задавать открытые вопросы, которые предполагают развернутый ответ вместо простого «да» или «нет». Вместо «Понравилось ли вам работать со Студией?» спросите «Что вам понравилось в работе этой Студии?». Не забудьте спросить о том, уложилась ли компания в согласованные сроки и смету проекта. На этом этапе вы снова можете потерять нескольких своих конкурсантов. Но, если вы внимательно читали, то уже знаете, что с этим делать.

7. Проведите встречу с каждым из кандидатов

Финишная прямая. Осталось встретиться с представителями каждой из компаний-участниц и обсудить возможное сотрудничество.

Не более двух встреч в один деньНе назначайте больше двух встреч на один день

Во-первых, каждая из встреч займет около 1-2 часов. Важно помнить, что продуктивных часов в сутках всего 5-6. Это означает, что две встречи займут практически все ваше эффективное время. Во-вторых, у вас наверняка есть и другие обязанности, кроме проведения тендера. И наконец, впечатления о командах не должны перемешиваться у вас в голове. После каждой должно остаться четкое «послевкусие», которое в конечном счете окажет влияние на ваш выбор.

Подробный рассказ о бизнесеПодробно расскажите о своем бизнесе и предстоящем проекте

Опытным командам это поможет подготовить более качественное предложение. Не скрывайте ничего. Будьте искренни. Если у проекта есть особые нюансы (синхронизация с 1С; сайт должен работать не только на компьютерах, но и на мобильных устройствах; для вас крайне важна версия сайта на китайском языке и так далее), не забудьте о них упомянуть. Внимательный читатель может меня упрекнуть: «А как же предварительно подготовленный для встречи бриф?» Моя позиция здесь отличается от позиции руководителей проектов. Да, с одной стороны, хорошо составленный бриф поможет вам сэкономить время. Хотя бы потому, что вам не придется пересказывать одну и ту же историю для каждой из команд. С другой стороны, умение провести качественное предпроектное исследование — это то, что отличает хорошую команду от посредственной. Опытный руководитель проекта будет благодарен вам за проделанную работу по подготовке брифа, но наверняка захочет убедиться в том, что цели и задачи проекта сформулированы верно. Скорее всего он отложит бриф в сторону и начнет подробно расспрашивать вас о вашем предприятии и требованиях к предстоящему проекту.

Технологический процессПопросите рассказать о технологическом процессе каждой из команд

Вы сможете не только лучше понять, как каждая из команд собирается с вами работать, но и узнаете о том, какую методологию она будет использовать. Некоторые компании готовят прототипы всех ключевых страниц сайта, а другие — нет. Одни разрабатывают несколько вариантов дизайна параллельно, другие — последовательно, а третьи и вовсе делают единственно правильный, с их точки зрения, вариант. В нашей индустрии пока нет единых стандартов. Узнав о том, как работает каждая из компаний, вам станет понятнее, кто из них вам ближе.

ЭкономияСпросите о том, что входит в стоимость

Вопрос сродни предыдущему. Он позволит понять, что именно вы получите в рамках своего бюджета. Будет ли сайт наполнен «под ключ» или будет произведено только «стартовое» наполнение, а чистовым наполнением вам придется заняться самостоятельно? Лицензионная система CMS — отлично! Включена ли стоимость лицензии в общую стоимость проекта? Проектная документация? Руководство пользователя? Слагаемых может быть много. Узнайте, фиксирован ли бюджет. Сейчас на рынке наиболее распространены следующие схемы:
  • Фиксация бюджета во время заключения договора. В этом случае подрядчик будет изо всех сил стараться поместиться в бюджет, отсекая все возможные дополнения и замечания. При такой схеме важно обо всем договориться «на берегу» и ничего не забыть. Нужно признать, что это практически недостижимо — что-нибудь обязательно забудется. Закон Мерфи.
  • Фиксация бюджета после подписания прототипов и технического задания. Здесь у вас будет время на то, чтобы сформулировать окончательные требования к проекту. Но и разница с предварительной оценкой может быть ощутимой. Все будет зависеть от того, насколько возросли ваши требования по мере составления ТЗ.
  • ФФФ (fixed time & budget, flex scope) — схема, получающая сейчас все большее распространение. Вы договариваетесь с исполнителем о ключевых требованиях к проекту, которые должны быть выполнены к определенному сроку и в рамках фиксированного бюджета. Исполнитель может жертвовать второстепенными функциями для того, чтобы уложиться в жесткие рамки времени и денег. После выпуска такой «итерации» идет обсуждение следующего «стека» требований, сроков и бюджета. Многие команды даже перешли на схему «понедельного» найма, когда обсуждается план лишь на ближайшую неделю, зато стоимость недели зафиксирована.
Не забудьте уточнить условия оплаты. Они также могут существенно различаться. И если это важно для вашей компании, спросите о режиме налогообложения, используемом подрядчиком. Многие студии работают «на упрощенке» и не являются плательщиками НДС.

Симпатичны ли вам люди?Симпатичны ли вам люди?

Это только кажется, что вопрос симпатии не имеет серьезного значения. Вам предстоит проработать бок о бок с этими людьми в течение всего цикла создания проекта. Разработка сайта часто длится по несколько месяцев, поэтому ваши будущие коллеги, пусть и временные, должны как минимум не вызывать у вас неприязни. Если на встречу приехал только «продажник», попросите его на презентацию коммерческого предложения приехать вместе с тем руководителем проекта, который будет курировать работу над вашим сайтом. Общаться вам предстоит не с «коммерсантом», а с проектным менеджером, а значит познакомиться лучше всего именно с ним (или с ней). Кстати, состав «делегации» тоже говорит о многом. Если на встрече присутствуют первые лица (коммерческий или генеральный директор), скорее всего ваш проект важнее для этой компании, чем для той, которая прислала только менеджера по продажам.

Попросите образец договораПопросите вместе с КП предоставить образец договора

В заключение встречи попросите представителя команды подготовить подробное коммерческое предложение и предоставить его вместе с образцом договора. Содержание беседы с командой разработчиков имеет значение, но не менее важно и то, какая часть из обещаний представителей компании подкреплена условиями юридически значимого документа.

8. Сходите в гости

Я не стану советовать, как именно вам выбирать подходящего подрядчика из сформированного списка кандидатов. К этому моменту, если вы следовали моим рекомендациям, у вас накопилась целая гора материала для анализа. Выбирать умом или сердцем — решать только вам. Но если вы никак не можете выбрать между двумя одинаково хорошими командами, напроситесь к ним в гости. Вы сможете окунуться в рабочую атмосферу каждой из них, посмотреть на будни команды, может быть, даже прочувствовать внутреннюю культуру. Кроме этого, вы сможете убедиться лишний раз в честности кандидатов. Если на встрече вам рассказывали о «сплоченном коллективе из 25 разработчиков», а в офисе вы насчитали от силы четырех человек, вероятно, есть повод задуматься.

9. Не забудьте проинформировать всех участников тендера о решении

Знаете, что самое неприятное в работе «продажника»? Это ситуация, когда ты тратишь уйму сил, энергии и времени на участие в тендере, а тебя даже не удосуживаются проинформировать о его результате. Это очень, очень-очень неприятно. Не делайте так, пожалуйста. Даже в том случае, если вы решили отменить тендер вовсе, непременно свяжитесь со всеми участниками и сообщите им о своем решении. В этом случае стоит принести извинения. Люди работали. И каждый из них надеялся на победу. Если же вы выбрали достойного кандидата, напишите оставшимся компаниям, поблагодарите их за проделанную работу и сообщите о своем решении. Если вы сочтете возможным, вы можете раскрыть им имя победителя. Но никогда не пропадайте просто так.

10. Не ждите, что будет просто

Я обещал, что «сформулирую основные моменты, которые помогут организовать выбор подрядчика, затратив на это минимум сил и времени, и получить качественный результат». Некоторые из вас возмутятся — на проведение такого тендера уйдет уйма сил и времени вместо обещанного минимума. Здесь работает простое правило: «Семь раз отмерь, один отрежь». Сегодня сайт — один из ключевых инструментов в комплексе маркетинга компании, возможно, центральный его элемент. Когда-то наш первый арт-директор сказал: «Если вас нет в интернет — вас нет вообще». И от того, каким будет ваш сайт, будет зависеть в конечном счете очень многое. Неправильный выбор команды — это зачастую потеря времени и денег уже в процессе работы над сайтом. Времени, несопоставимо большего с тем, которое вы потратите на организацию квалифицированного тендера. Не говоря уже о случаях, когда неправильный выбор команды приводит к невозможности завершить проект и полному разрыву отношений с подрядчиком. Поэтому я сдержал обещание. Эти несложные рекомендации помогут вам выбрать команду, которая будет воплощать ваши идеи в digital-жизнь долгие годы, и сотрудничество с которой станет по-настоящему приятным и взаимовыгодным.